Светлана Тузенко: «Главное качество опера - неравнодушие»

2020-10-5 07:06

5 октября сотрудники уголовного розыска отмечают свой профессиональный праздник. Блюстители порядка, отдавая все силы на благо народа, защищают граждан от преступных посягательств.

5 октября сотрудники уголовного розыска отмечают свой профессиональный праздник. Блюстители порядка, отдавая все силы на благо народа, защищают граждан от преступных посягательств. Одним из ярких представителей правоохранительной системы является оперуполномоченный по особо важным делам отделения организации разыскной работы отдела организации раскрытия преступлений против личности и разыскной работы Управления уголовного розыска УМВД России по Тюменской области майор полиции Светлана Владимировна Тузенко.

Любовь к уголовному розыску - не с первого взгляда, но навсегда

«Ещё в детстве мои ровесницы играли в куклы, а я играла в детективов. Двоюродный брат моего папы был правоохранителем в Самаркандской области. Когда он - подтянутый офицер с закалённым характером - приходил к нам в гости, то делился увлекательными историями про преступников и их задержания. Это выглядело потрясающе! Мне так интересно было слушать! Уже в восемь лет я поняла, что хочу служить в полиции и помогать людям», - рассказывает сотрудница. Светлана на одном месте никогда не сидела и активно занималась спортом – лёгкой атлетикой, плаванием, участвовала в городских соревнованиях. Также юная девушка стремилась проявить себя на школьной скамье – закончила учебное заведение с аттестатом, где красовались исключительно пятёрки.

Светлана устроилась в полицию в июне 2008 года в Управление по налоговым преступлениям, а после расформирования, в 2011 году, девушка пополнила ряды стражей правопорядка в уголовном розыске. «Когда мне сказали, что буду заниматься поиском пропавших лиц, о специфике я знала мало. Признаюсь, сначала у меня не всё шло гладко. Сложности заключались в том, что мне необходимо было быстро ориентироваться в работе и отлично разбираться в управленческой деятельности. Опыта не хватало – ещё не было выработанного тона для налаживания контактов с людьми. И в определённый момент я даже опустила руки: пришла к нашему начальнику Андрею Козлову и завела разговор о том, что у меня не получается, что это сложно для меня. Вот тут и произошёл переломный момент. Андрей Иванович побеседовал со мной, поверил в меня. Его слова «У тебя всё получится!» так крепко засели в моём сердце, что до сих пор их помню…», - вспоминает майор полиции Тузенко.

Светлана конспектировала совершенно всё – как вести опросы, какие схемы использовать. Также анализировала свою работу, успехи и неудачи, фиксируя на бумажных листах. Этот подход дал свои плоды. Спустя время Тузенко поймала себя на мысли, что деятельность в уголовном розыске стала не только близка и понятна ей, но и полюбилась. «В первый год моей службы в уголовном розыске в Тюмени потерялась 12-летняя девочка со своей тётей, которой на тот момент был 21 год. Вторая имела проблемы со здоровьем, не работала и не училась, поэтому на всякие прогулки часто таскала свою племянницу с собой. В один из вечеров они обе не вернулись – родители девочки забили тревогу. Мы узнали, что девушка общается с лицами кавказской национальности, каждому из которых больше 27 лет. Они вместе добрались до деревни в Тобольском районе. Девочки были в опасности! Я решаю позвонить одному из молодых людей, применив хитрость и представившись девушкой, с которой якобы он был знаком. Говорю: «Привет, помнишь меня? Мы встречались с тобой в Тюмени, ты приглашал меня в гости. Вот хочу сейчас увидеться». Он поверил и назвал адрес, подробно описав дом! Было два часа ночи. Сотрудники выехали туда незамедлительно и вызволили девочек. Всё закончилось благополучно. Тогда я почувствовала облегчение – как будто груз с души свалился. Поняла, что в уголовном розыске не зря», - делится своими сокровенными мыслями Светлана.

Волонтёры – наши друзья

«Мы на постоянной основе тесно сотрудничаем с авиацией, МЧС и, конечно, волонтёрами. Все вместе ходим как на территории городского пространства, так и ищем людей в лесных массивах. Так, в 2018 году заключён контракт с поисковым отрядом «Белая сова». Там есть два координатора – Алёна Швецова и Екатерина Смирнова. Когда появляются материалы о пропавшем гражданине, я часть этой информации представляю им. Пока оперативники беседуют с родственниками и осматривают место жительства, волонтёры могут в это время уже отправиться на поиск человека. Такой подход очень результативен», - рассказывает Светлана.

 «У нас, у оперов, самое главное – это голова и ноги. Когда ищешь пропавшего без вести, нужна сообразительность и быстрота передвижения. Бывает встречаются на пути болотистые местности и другие трудности – их надо уметь преодолевать. Поэтому держать себя в хорошей физической форме сыщику крайне важно, - говорит майор полиции. – Прокладываем маршрут разными схемами – иногда колонной, идя друг за дружкой, а иногда квадратами, где каждая группа, состоящая из нескольких человек и имеющая одного главного координатора, прочёсывает определённую местность с использованием технических средств. Рации, компасы, карты – наше всё!»

Раз в полгода проходят мероприятия для закрепления уже имеющихся знаний и получения новых. В прошлом году на базе МЧС создали центр по обучению волонтёров. В сентябре Светлана Тузенко в качестве слушателя уже успела побывать там. Плюсом подобных событий является возможность обмена опытом с коллегами. Также налажено взаимодействие сыщиков Тюменской области с оперативниками других областей и округов – Свердловской, Курганской, ХМАО, ЯНАО. «В 2013 году я была на повышении квалификации в городе Омске, там были сотрудники из всех регионов нашей страны. Знакомились, обменивались контактами. Уверена, большинство людей в уголовном розыске работают с душой. Несмотря на возникающие трудности, на то, что бывает тяжело, операм не всё равно. Мы искренне хотим помочь, насколько это возможно», - рассказывает майор полиции.

Мотивы разные – цель одна

С начала года было принято порядка 1500 заявлений по пропавшим без вести людям. Из них на сегодняшний день не найдено 27 человек, местонахождение остальных установлено. «Конечно, прилагаем титанические усилия для поиска граждан, а когда находим, я испытываю радость и чувствую себя полезной. Многие служебные моменты запоминаются. Так, летом 2017 года было заявлено о пропаже двоих детей на территории обслуживания ОП № 3 УМВД России по г. Тюмени. Одному было 5 лет, а второй совсем маленький – 3 годика! Они не ночевали, но мать, очнувшаяся только утром, сразу не заметила отсутствия малышей. Они же где-то ночевали – возможно в совершенно незнакомом месте! Мы мигом вылетели туда. Начали поквартирный обход.

Но меня занимал вопрос – мне был интересен мотив ухода детей, так как это позволит в будущем предотвратить подобные ситуации. Чуть позже это выяснилось. Ребёнок с болью в душе смотрел на происходящее в квартире – он устал от загулов мамы, ставших уже традиционными в родных стенах дома. Он уже в таком раннем возрасте понимал, что так жить нельзя, так жить неправильно и надо что-то менять. Малыш взял с собой брата. Они шли куда глаза глядят, но начало вечереть. Дети замёрзли, так как легко были одеты, и им надо было где-то переночевать. Они увидели небольшую ямку и легли туда. Старший обнял младшего братика и всё время, пока там находились, грел его. А на следующий день мальчики подошли к одному из детских садиков и подошли к забору. Охранник, думая, что это дети просто вышли за пределы территории, впустил их. Через время работники, увидев, что ребят никто не забирает, поняли, что эти дети не из этого детского сада, и позвонили в полицию. Мы приехали, я увидела грязных, замученных малышей с уставшими глазами. Взяв на руки маленького, я спросила у него, скучал ли он по маме, и когда услышала в ответ «Да! Очень…» на глазах выступили слёзы. Несмотря на то, что мать пила и пренебрежительно относилась к детям, те любили её и скучали по общению с ней. Вместе с душещипательными порывами пришло и другое чувство – злость. Злость на взрослых людей, вот так безалаберно относящихся к своим самым близким, к самым родным на всё белом свете – собственным детям. Я провела воспитательную беседу с мамой и надеюсь, что это возымело положительный эффект», - говорит Светлана Тузенко. Она соглашается, что профессиональная деформация есть. Например, гуляя по городу, правоохранительница время от времени просматривает территорию и всегда глаза цепляются за несовершеннолетних. Тогда меткий взгляд сотрудницы сразу включается, и Светлана смотрит, есть ли рядом родственники – родители или дедушки с бабушками. А когда видит их, успокаивается. «Считаю, что каждый гражданин должен проявлять бдительность. Дети - самая незащищённая категория населения. Поэтому у меня просьба ко всем – пожалуйста, оглядывайтесь по сторонам, и если есть сомнение, что ребёнок потерялся, не стесняйтесь обратиться в полицию! Мы, полицейские, всегда поможем!», - эмоционально заключает майор полиции.

В этом году два мальчики пяти лет ушли из детского садика – территории обслуживания ОП № 6 УМВД России по г. Тюмени. Один из них запланировал побег заранее. Решив убежать, он решил и друга с собой прихватить, у которого таких глобальных жизненных планов на ближайшее будущее не было – он просто поддержал друга в побеге. Было начало весны и на графитовом асфальте кое-где лежали пушистые сугробы. Мальчики спрятались за один из них, а воспитательница, не обратив на это внимание, зашла с остальными ребятами с помещение. Те же в свою очередь прошмыгнули через калитку за женщиной, создав тем самым вид, что их забирают. Охранник даже о другом не подумал – всё было ясно и понятно, как ему на тот момент казалось. Они вышли к дороге и решили сначала дойти до места жительства мальчика, который всё это запланировал. Но так как путь был очень длинным, они сели в такси к мужчине, который поинтересовался, куда они направляются одни. Хорошо, что попался добрый, адекватный человек, который довёз детей до адреса местожительства, который назвал один из мальчиков. Когда уже прибыли мы, я решила пообщаться с мальчиком. Оказалось, ребёнок лелеял в своём маленьком сердце мечту – он грезил о путешествиях. Родители не придали особого внимания, и он решил сам куда-нибудь отправиться автостопом. Но запал быстро прошёл, он понял, что без родителей сложновато будет в пути и всё-таки решил вернуться домой».

Также мотивом побега может выступить любовь. Подростки частенько этим злоупотребляют. «Помню, одна девушка 15 лет уехала в Московскую область, чтобы выйти замуж по цыганским обрядам за молодого человека. Знакома она была с ним только по Интернету и в реальности не видела ни разу. К счастью, закончилось всё благополучно – девушку нашли через месяц, а мама и брат дали добро на их брак и разрешили остаться с мужем. «Мне важна судьба каждого найденного человека. Вообще считаю, что неравнодушие – это главное качество, которое должно быть в списке основных у сотрудника уголовного розыска. А самая главная награда – это простое человеческое спасибо, которое нам говорят люди. Это действительно трогает душу и по-настоящему ценно для меня», - подытоживает Светлана Владимировна.

Свободного времени у сотрудницы не так уж и много, но каждую свободную минутку она посвящает своим прекрасным детям, которых у неё трое. «Сын говорит, что, когда вырастет, станет полицейским и будет ловить преступников. Время покажет, но любой выбор поддержу», - улыбаясь, говорит майор полиции. Светлана желает всем сотрудникам уголовного розыска прежде всего эмоциональной стойкости и выдержки, а также обретения любимой семьи, которая обеспечит надежный тыл.

Текст: Светлана Нохрина, пресс-служба УМВД России по Тюменской области.

Подробнее читайте на ...

светлана всё полиции майор тузенко время уголовном розыске